18.11.2024
Учні Херсона дізналися про екологічні збитки від війни
Центр екологічної інформації КЗ «Херсонська обласна універсальна наукова бібліотека ім. Олеся ...
25.10.2024
Поточний стан справ у заповіднику «Асканії-Нова»
Скоро зима і всі природоохоронні заклади готуються до холодів. Не виняток і біосферний заповідник ...
20.10.2024
Через паління сухої трави та обстріли втрачаємо ліси
Для нашого довкілля вересень став місяцем лісових пожеж. Вогнеборцям довелося ліквідувати 19 лісових ...
С прошлой субботы херсонцы, идущие по мосту через Кошевую с Карантинного острова в центр города, имели возможность наблюдать почти фронтовую картину: полузатопленные корабли у причальной стенки справа от моста. Люди старшего поколения, возможно, вспоминали разбомбленные немецкой авиацией катера Дунайской военной флотилии, оставленные советской армией после отступления из Херсона. Бросались в глаза и другие признаки боевых действий - огромные мазутные пятна, плывущие вниз по Кошевой.
Эта война против природы нижнего Днепра и населения, обитающего на его берегах, ведется уже не одно десятилетие. Есть такая шутка о результатах анализа крови сильно пьющего человека: в вашем портвейне крови не обнаружено. Сейчас так впору без всяких шуток характеризовать днепровскую воду: в этой убойной смеси ГСМ, удобрений, ядохимикатов, бытовых и промышленных отходов чистой воды не обнаружено. "Веселенькие" радужные разводы на днепровской глади давно уже стали неотъемлемым атрибутом речного пейзажа. Чего только не сбрасывают, выливают, высыпают в глубины многострадального Днепра, и не складируют на его берегах. С началом кризиса и вызванного им замирания хозяйственной деятельности количество происшествий, сопровождающихся утечкой в реку разного рода загрязняющей дряни, увы, совсем не уменьшилось. Скорее, наоборот. К старым бедам прибавились новые.
В последние годы наглядным показателем полного развала экономики нашего вполне благополучного в прошлом портового города стали... тонущие корабли. Точнее ржавые корпуса, оставшиеся после того, как с судна срезали, свинтили, содрали все, что ножно сдать в металлолом. Корпус чаще всего так же предназначается в утиль, но поскольку его "распил" и транспортировка к приемному пункту требуют некоторых затрат, хозяева, обычно, оставляют ободранный корабельный скелет ржаветь на плаву до лучших времен. Ясное дело, оставленный без начинки он рано или поздно идет ко дну. А вместе с ним под водой оказывается и вся та дрянь, что скопилась внутри корпуса в процессе "распила". Далее течение вымывает наружу остатки горючего, мазут, слитое с двигателя отработанное машинное масло и речной пейзаж снова "украшают" радужные разводы.
Происшествие, случившееся в ночь на 5 февраля, отличается от ставшей уже привычной схемы "кораблекрушения" только тем, что если раньше суда тонули по одиночке, то теперь на дно ушла целая флотилия. Как сообщает информагенство Контекст-Причерноморье со ссылкой на отдел взаимодействия со СМИ и связей с общественностью Главного управления МЧС в Херсонской области, три двадцатиметровых бота, принадлежащих ОАО "Четвертый экспедиционный отряд подводных гидротехнических работ", одновременно утратили плавучесть и легли на грунт; "боты продолжительное время не эксплуатировались и готовились к утилизации". Если так дело пойдет и дальше, то окружающая горек акватория грозит превратиться в эдакое кладбище погибших кораблей По ходу дела возникает масса вопросов, имеющих отношение не только к экологии. А что, надобность в "подводных гидротехнических работах" уже навеки отпала? И с какой это радости "экспедиционный отряд" "продолжительное время" не эксплуатирует и готовит "к утилизации" корабли 1984 года постройки?
Что с ними такого могло произойти в процессе "продолжительной" не эксплуатации, что вдруг потребовалась "утилизация"? Под бомбежку попали? На нашей памяти одни и те же речные трамвайчики гоняются в хвост и гриву каждый год как минимум с середины 1980-х. И ничего, - не тонут. Может быть, "экспедиционный отряд" для того и трансформировался в ОАО, чтобы совершать экспедиции к пунктам приема металлолома? И что будет с флотилиями трех других "отрядов"? Они тоже не сегодня - завтра пойдут на дно, отравляя протоку Кошевую нефтепродуктами? И где армия многочисленных спасательных и природоохранных контор, призванных оборонять любимый город от подобного рода напастей? И, наконец, не пора ли применять к новоявленным мародерам, оккупировавшим страну, законы военного времени?
Ну а пока "оборону" на берегах Днепра держат простые херсонские пенсионеры. Один из них в понедельник утром позвонил в отдел природы Херсонского областного краеведческого музея. Почти сразу стало ясно, что необходима "всеобщая мобилизация" прессы, телевидения, природоохранной общественности. И лишь после вмешательства журналистов стало ясно, что предписание областной экоинспекции установить вокруг затопленных корпусов защитные боновые ограждения, выданное еще в субботу, так толком и не выполнено. И мазут в воды "фронтовой" реки выливается уже в течение двух суток.
А ведь еще за месяц до происшествия председатели областных комиссий по техногенно-эколо-гической безопасности получили письмо министра В. Балоги (от 06.01.2011 №01-162\174)свпол-не конкретными рекомендациями, как предотвращать подобные эксцессы: "1. Забезпечити в межах своїх повноважень здійснення постійного моніторінгу техногенної та природної безпеки...". Или на выходные дни эти самые "повноваження" не распространяются? И мониторить техногенную безопасность в воскресенье некому? Далее: "2. Не залишати без уваги і оперативного реагування події, що у подальшому можуть мати суспільний резонанс...".
Сложно, пожалуй, придумать событие, имеющее меньший "суспільний резонанс", чем затопление нскольких кораблей на виду у жителей спального микрорайона и вызванное им загрязнение протоки Кошевой - одной из важнейших водных артерий города. "3. Вжити заходів щодо належної організації функціонування оперативно-чергових та диспетчерських служб всіх сфер діяльності про своєчасне інформування МНС, як головного координуючого органу з питань цивільного захисту...". Увы, приходится констатировать, что из всех "оперативно-чергових та диспетчерських служб" оперативней всех на ситуацию среагировал пенсионер Александр Минин. И то только в понедельник утром. "4. Додадково уточнити плани взаємодії з територіальними органами управління МНС, службами цивільного захисту, підприємствами, установами та організаціями, що забезпечують життєдіяльність населення...".
Вот бы хоть одним глазком взглянуть на эти уточненные планы. Или рекомендации В. Балоги так и остались ни к чему не обязывающей пустопорожней бумажкой? "5. Посилити відповідальність посадових осіб щодо неухильного виконання вимог керівних документів з питань організації та забезпечення інформаційної взаємодії органів влади всіх рівнів". А вот этот пункт рекомендаций выполнить никогда не поздно. Иначе необъявленная война против природы и населения Нижнего Днепра никогда не закончится.
Наталья Бимбирайте, "Вгору", Михаил Подгайный, краевед, Оксана Шорник (Вгору.- №6 (437).- 10.02.2011)