18.11.2024
Учні Херсона дізналися про екологічні збитки від війни
Центр екологічної інформації КЗ «Херсонська обласна універсальна наукова бібліотека ім. Олеся ...
25.10.2024
Поточний стан справ у заповіднику «Асканії-Нова»
Скоро зима і всі природоохоронні заклади готуються до холодів. Не виняток і біосферний заповідник ...
20.10.2024
Через паління сухої трави та обстріли втрачаємо ліси
Для нашого довкілля вересень став місяцем лісових пожеж. Вогнеборцям довелося ліквідувати 19 лісових ...
Слухи, что в районе Молодежного пляжа на правом берегу Днепра кому-то хочется построить грузовой порт и терминалы, ходят уже не один год. Тем не менее, новость, что в Антоновке проводятся по этому поводу общественные слушания, прозвучала как гром среди ясного неба.
Кто и как голосовал
Еще в конце минувшего года на сайте проектной фирмы «Украгропромпроект» появилось сообщение, что на территории Антоновского поссовета запланировано строительство крупнейшего в Украине терминала для перевалки грузов. Проект предусматривает также строительство новых автомобильных, железнодорожных путей. И разработка детального плана уже началась.
Но кто запланировал это строительство, кто заказал проект – не упоминается. Как оказалось, за это вроде бы проголосовали депутаты Антоновского поссовета и это одобрено местными жителями на общественных слушаниях. По крайней мере, так сказал председатель поссовета Игорь Семенчев в минувший четверг, 15 марта, тем самым депутатам и сбежавшимся буквально по тревоге местным жителям, приехавшим представителям разных партий и городским депутатам. А тревога случилась не шуточная: в этот день в поссовете уже должно было проходить заседание по одобрению проекта и подготовке строительства!
Заседание переросло в повторные общественные слушания. О том, что первые уже состоялись, мало кто знал. Удивленным людям Игорь Семенчев пояснил: когда проголосовали за то, чтобы на территории совхоза «Янтарный» был ООО «Херсонский оптовый рынок», одновременно согласовали и строительство порта. Мол, это вещи неразрывные: порт строится под перевозку овощей и зерна с рынка машинами, вагонами и судами, и есть его логичным «продолжением». Замечания присутствовавших, что такого быть никак не может, ведь речь идет о разных территориях, и владельцы у них разные – остались без комментариев. Итоги того заседания 15 марта – большинство присутствующих проголосовали против строительства порта в том месте.
Интересы против интересов
Жители Антоновки и Херсона сейчас собирают подписи, пишут письма, зовут на помощь всех, кого знают, и от кого может зависеть решение судьбы берега Днепра. Копии зарегистрированных в разных инстанциях обращений, с подписями принесли и в редакцию. Все обеспокоены, например, что у нас не станет пляжей. Проектировщики уверяют, что порт будет экологически чистым, что Молодежный пляж останется, что причал, который находится на месте застройки (а там – порядка двухсот членов кооператива) перенесут в другое место. Но этому верится с трудом. Если само строительство хотят «протянуть» загадочным и таинственным способом, то как можно эти слова брать на веру? Да и судите сами: будет ли комфортно отдыхать на том самом Молодежном пляже в окружении барж, вагонов и стоянки для фур?
Что касается экологии – какими бы не были технологии, весь мусор и вся портовая грязь будет течь вдоль всех (!) набережных города. И так рыба периодически всплывает вверх брюхом, а купаться уже зачастую опасно и противно, так давайте добавим еще масляных пятен, мусора и пластика?! И почему те самые владельцы причала узнают, что их судьбу кто-то решил за их спинами? Они с 1972 года за свой собственный счет облагораживали и обустраивали там территорию. Уже несколько лет противостоят рейдерским захватам. И тут нате!
А по городу распространяются слухи: кто, сколько на этом проекте наживется. Причем, в тех слухах – никаких «плюсов» для обывателей.
Понять бизнесменов можно – речь идет о 180 гектарах земли в развитой инфраструктуре, на берегу третьей по величине реки Европы, в ее практически самой широкой части, рядом с выходом в море и уникальными плавнями. Но, к слову, именно из-за плавней, некоторые экологи готовы закрыть глаза на это строительство: если уж решили построить новый порт, то лучше уж тут, чем в Стеблиевском лимане (сразу за Херсоном) или – на левом берегу. В этом случае плавни мы уж точно потеряем. И эта катастрофа будет несравнима с нашей, местечковой, херсонской. Это будет катастрофа европейского, а то и мирового масштаба.
Не было бы шума, не «всплыло» бы
Противники строительства порта сейчас, в таком виде и таким тайным способом, обратились к специалистам областной организации национального союза архитекторов. По мнению архитекторов, уже допущены грубейшие нарушения градостроительных норм и законодательства. В том месте Генпланом развития города в 1986, 2003, 2010 годах предусмотрен жилой район «Прибрежный». Изменения в генплан вносятся с разрешения совета депутатов. Горсовет такого решения не принимал.
При внесении изменений необходимо согласование с автором разработки Генплана, в данном случае – «Дніпромісто». Такого письменного согласования на данный час не существует. Нет согласования на проектирование со спецуполномоченным на то органом херсонского горсовета по вопросам градостроения и архитектуры. Проект ни на областном, ни на городском градостроительном совете не рассматривался. Проектная организация, которая разрабатывает внесение изменений в Генплан города, где проживает более 300 тысяч, должна иметь соответствующую лицензию или сертификат. Проектировщик такой лицензии не имеет. Не сделано технико-экономическое обоснование с рассмотрением других вариантов размещения такого большого (200 гектаров) объекта.
И самое главное – размещать выше ста метров по течению от последних городских жилых, социально-бытовых и культурных построек населенного пункта порты, причальные сооружения предприятий, портовые терминалы – запрещено государственными строительными нормами.
Это письмо уже передано губернатору и мэру Херсона.
И если власти не пойдут на переговоры, то 1 апреля рядом с Антоновским поссоветом в 10 часов утра пройдет массовая акция протеста. А между тем, прибрежную зону уже засыпают строительным мусором. На берегу появились сторожевые будки. Круглосуточно дежурит охрана с собаками.
Где лазейка?
Сама территория, отдаваемая под строительство – пока спорная. Антоновский совет судится с херсонской мэрией по поводу границ: где, что и кому принадлежит. Судя по всему, воспользовавшись этим спором, антоновский голова принимает «соломоново» решение: раз берег пока не городской, значит его. А раз так, то опять же, по логике поселка, никто ничего не нарушит. Антоновка – маленькая, проект может разрабатывать фирма с «маленькой» лицензией. А где еще в Антоновке «свободные» 180 га? К тому же, фактически через поселок проходят и широкая оживленная трасса, и железная дорога с мостами, и Днепр. Какое еще надо обоснование?
Все правильно и логично. Если не упоминать, что вдоль и ниже лакомого участка земли потенциальной перевалки грузов – живой Херсон. И что вся Антоновка «с потрохами» и тем самым поссоветом – до сих пор территория Херсонского горсовета. И все значимые проекты обязательно должны согласовываться с горсоветом и обсуждаться на городских общественных слушаниях.
Виктория Глебова (Вгору. – №12 (495). – 22.03.2012)