18.11.2024
Учні Херсона дізналися про екологічні збитки від війни
Центр екологічної інформації КЗ «Херсонська обласна універсальна наукова бібліотека ім. Олеся ...
25.10.2024
Поточний стан справ у заповіднику «Асканії-Нова»
Скоро зима і всі природоохоронні заклади готуються до холодів. Не виняток і біосферний заповідник ...
20.10.2024
Через паління сухої трави та обстріли втрачаємо ліси
Для нашого довкілля вересень став місяцем лісових пожеж. Вогнеборцям довелося ліквідувати 19 лісових ...
РЕЗОЛЮЦИЯ
Днепровского форума общественности
6-7 июля 2012 года в г. Киеве (Украина), состоялся 4-й Днепровский форум общественности трёх стран бассейна реки Днепр. Организаторами форума были Всеукраинская экологическая общественная организация «МАМА-86» в партнёрстве с Проектом ПРООН – ГЭФ экологического оздоровления бассейна Днепра и Днепровским бассейновым управлением водных ресурсов, при финансовой поддержке Европейской Экономической Комиссии ООН (ЕЭК ООН), Глобального Водного Партнерства в Украине и Проекта ПРООН–ГЭФ по Днепру.
Днепровский форум общественности проходил в рамках празднования Дня Днепра и был посвящён 20-тилетию со дня подписания Конвенции ЕЭК ООН по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озёр (Водной конвенции).
В работе Форума участвовали 88 представителей общественности и органов государственной власти Республики Беларусь (14 участников из 4 городов: Минска, Гомеля, Могилева и Глубокого), Российской Федерации (2 – из Смоленска) и Украины (из 16 городов).
Обсудив проблемы бассейна Днепра и обменявшись опытом работы общественных организаций, участники Форума отмечают:
За последние двадцать лет нашим странам не удалось преодолеть негативные последствия советских «побед» в зарегулировании стока и антропогенного загрязнения днепровской воды. Снижение темпов экономического развития наших стран привело к сокращению финансирования природоохранных мер, программ изучения и мониторинга состояния окружающей среды, что, не смотря на сокращение объемов водопользования, привело к ухудшению экологического состояния реки и усложнению проблем управления водными ресурсами бассейна Днепра.
Экологическое оздоровление бассейна Днепра и бережливое использование его природных ресурсов остается актуальной проблемой и должно стать приоритетной целью Президентов, правительств, органов государственной власти и местного самоуправления, местных сообществ, а также неотъемлемой составляющей программ и планов действий по охране здоровья человека и окружающей среды на всех уровнях.
Требуется новый системный межгосударственный подход к управлению бассейном Днепра на основе принципов устойчивого развития и интегрированного управления водными ресурсами (ИУВР), обязательств международных конвенций (Водной, Рамсарской, О защите Черного моря от загрязнений, Эспо и др.), а также Водной рамочной директивы ЕС.
Требуют безотлагательного решения следующие проблемы бассейна Днепра:
• Чернобыльское радиационное загрязнение в бассейне реки Днепр и вызванное этим ухудшение состояния здоровья населения;
• отрицательные последствия зарегулирования стока основного русла: изменение гидрологического режима р. Днепр, уменьшение проточности, подтопление территорий, особенно нижнего участка Днепра, сокращение стока днепровской воды в Черное море;
• опустынивания территорий в бассейнах Днепра и, особенно, Припяти, вызванные осушением сверх меры болотных угодий;
• продолжающееся недопустимо высокое загрязнение днепровской воды коммунальными и промышленными стоками, включая загрязнения химическими и радиоактивными веществами;
• общее снижение качества днепровской воды и, как следствие, проблема доступа населения к безопасной питьевой воде;
• чрезмерное загрязнение поверхностных вод соединениями биогенных элементов, в первую очередь, азота и фосфора, вызывающее усиление эвтрофикации воды;
• проблемы нитратного загрязнения грунтовых вод - основного источника питьевого водоснабжения в сельской местности;
• значительная эрозия берегов и гидроморфологическая трансформация русловых участков реки, чрезмерное накопление донных отложений в водохранилищах; незаконные гидронамывы и застройки в пойме;
• деградация природных водных экосистем: плавней в Нижнем Днепре и водно-болотных угодий в бассейне Припяти (уничтожение либо значительное сокращение площадей гидрологических заказников ради осушения территории и увеличения объёмов добычи торфа), сокращение биоразнообразия и рыбных запасов;
• явления вторичного загрязнения, связанные с накоплением донных обложений, цветением водохранилищ и устьевых зон притоков Днепра, массовым развитием высшей водной растительности;
• недостаточность мер по охране малых рек бассейна Днепра;
• несправедливое и неустойчивое водопользование, нарастание конфликта, между потребностями в воде существующих атомных, гидро- и теплоэлектростанций и потребностями питьевого водоснабжения, сельского хозяйства и сохранения водных экосистем;
• снижение уровня экологической культуры населения и падение качества экологического образования.
Участники Форума выражают серьёзную озабоченность наметившейся тенденцией к ослаблению природоохранного законодательства трёх днепровских стран и ужесточению регулирования общественного экологического контроля, что ведет к повышению антропогенного пресса на природу, включая водные ресурсы.
Особую обеспокоенность общественности бассейна реки Днепр вызывают:
• планы правительств Украины и Российской Федерации по строительству новых и расширению действующих АЭС в бассейне реки Днепр; использование прямоточного водоснабжения АЭС и металлургических предприятий, бездействие властей в отношении ликвидации отходов уранового производства в Украине;
• планы Украины по развитию уранового производства, горнодобывающей и горноперерабатывающей промышленности в басcейне р. Днепр, проекты интенсификации разработок торфа и смягчения запретов хозяйственной деятельности в водоохранных зонах в Республике Беларусь;
• ненадлежащее техническое состояние и низкая эффективность работы очистных сооружений в басcейне р. Днепр.
В наших странах не решены проблемы мониторинга вод и экологической ситуации в бассейне реки Днепр, получения и обмена актуальной информацией для прогнозирования и принятия решений на всех уровнях: как внутри стран, так и в транграничном контексте. Участники Форума особо подчеркнули проблемы с доступом общественности к информации о качестве водных ресурсов Днепра и отметили несовершенство правовых процедур, отводящих общественности декоративную роль в процессе принятия экологически значимых решений.
Участники Форума отмечают необходимость развития сотрудничества государств бассейна р.Днепр в соответствии с положениями Водной Конвенции на основе внедрения ИУВР.
Рассмотрев проект трех стороннего Соглашения по сотрудничеству в области использования и охраны бассейна реки Днепр, разработанный экспертами проекта ПРООН-ГЭФ по Днепру, участники Форума считают, что проект документа требует значительной доработки и рекомендуют подготовить Конвенцию по охране и эффективному водопользованию реки Днепр, взяв за основу проект Днепровской конвенции 2003 года и Днестровское Соглашение, как наиболее адаптированное к законодательным практикам восточноевропейского региона. Участники Форума уполномочивают ВЭОО «МАМА-86» собрать замечания к проекту документа участников Форума и передать их руководству Проекта и соответствующим Министерствам и ведомствам трех днепровских стран.
Участники Форума обращаются к Президентам и правительствам трех стран с требованиями:
• ускорить процесс подготовки и подписания Днепровской Конвенции в соответствии со статьей 9 Водной конвенции, а затем приступить к её выполнению на основе, документов, разработанных Сторонами конвенции в сфере трансграничного водного сотрудничества;
• разработать и принять на межгосударственном уровне План управления бассейном Днепра на основе общих целей (оздоровление бассейна Днепра и улучшение качества питьевой воды), с последующей интеграцией этих целей в отраслевые политики: стратеги развития и программы их реализации;
• активизировать работу по Протоколу о стратегической экологической оценке (СЭО), а также усилить контроль за выполнением положений Конвенции Эспо, как важным инструментам оздоровления бассейна р. Днепр;
• усилить работу правительств по внедрению положений Протокола по воде и здоровью на национальном и местном уровнях, а также в рамках трансграничного сотрудничества в бассейне р. Днепр путём установления целевых показателей по снижению рисков заболеваний, связанных с водой; разработки программ действий и соответствующих систем санитарно-эпидемиологического мониторинга и раннего реагирования на вспышки заболеваний, связанных с водой, чрезвычайные ситуации, включая экстремальные погодные явления и аварии;
• наладить регулярный обмен информацией между странами и сторонами процесса экологического оздоровления бассейна Днепра, включая решение вопросов сбора, анализа и распространения информации о бассейне р. Днепр, а также создания Совместной экологической информационной системы (СЭИС).
• внести в программы обучения всех высших и средних учебных заведений разделы о значимости водных источников, в том числе, реки Днепр для жителей Беларуси, РФ и Украины; о необходимости и путях их охраны, о праве на воду и санитарию, обязанностях беречь водные ресурсы и экосистемы, об ответственности за нарушения природоохранного законодательства.
Участники Форума выражают надежду на полный учёт принципов ИУВР по участию заинтересованных сторон, в том числе общественности, в принятие решений при доработке и в ходе реализации Днепровской Конвенции (формировании и деятельности Международной Днепровской речной комиссии и Международного бассейнового совета р. Днепр).
Участники Форума поддерживают шаги Правительства Украины по разработке к 2020 году Плана управления бассейном реки Днепр, утвердженного в Основных принципах государственной экологической политики Украины до 2020 года, и призывают ускорить этот процесс, а также предлагают правительствам Днепровских стран определить бассейн Днепра для реализации пилотного проекта в рамках Проекта ЕС по охране окружающей среды международных речных бассейнов для помощи в разработке Плана управления бассейном реки Днепр.
Участники Форума обращаются к правительствам Днепровских стран с предложением поддержать местные инициативы по проведению Дня Днепра и учредить Международный День Днепра 7 июля.
Участники Форума отмечают необходимость ежегодного проведения Днепровских Форумов общественности – платформы эффективного сотрудничества и обмена опытом общественных организаций по восстановлению природных богатств реки, охране исторического и культурного наследия народов, живущих в бассейне Днепра, и призывают все заинтересованные общественные, религиозные и другие организации:
• способствовать восстановлению традиционного для наших народов почитания и бережного отношения к Днепру – наивысшей ценности и природному богатству наших стран,
• широко распространять опыт лучших практик по оздоровлению Днепра, решению проблем воды и здоровья, улучшению доступа к информации по проблемам воды и вовлечению общественности в управление водными ресурсами; вести активную информационно-просветительную работу с потребителями воды по вопросам охраны и щадящего использования водных ресурсов, правам на воду и санитарию;
• способствовать распространению идей экологически дружественного потребления, включая информационные кампании по отказу от использования фосфатных моющих средств и лоббировать создание соответствующего национального законодательства стран бассейна Днепра по ограничению, сокращению и полному запрету производства и ввоза на территории наших стран моющих средств, содержащих фосфаты;
• развивать сотрудничество со СМИ по созданию культурных, краеведческих и экологических познавательных программ, посвященных Днепру, для различных слоев населения, и продвижению с помощью эколого-социальной рекламы идей оздоровления Днепра.
Участники Форума считают приоритетным направлением оздоровления бассейна реки Днепр, в том числе в рамках проекта ПРООН – ГЭФ, - развитие сотрудничества государственных органов с общественностью и неправительственными организациями на основе справедливых законодательно закрепленных механизмов доступа общественности к экологической информации, участию в процессе принятия экологически значимых решений и доступу к правосудию. Общественность должна иметь реализуемое право осуществления общественного экологического контроля.
Участники Форума рекомендуют Проекту ПРООН-ГЭФ по Днепру восстановить традицию поддержки участия общественности и заинтересованных сторон - рабочего компонента Проекта в 2001-2004 гг., а также использовать в дальнейшей работе накопленные знания и наработанные ранее материалы: отчеты, планы и рекомендации, которые не потеряли актуальности.
Участники Форума обращаются к правоохранительным и природоохранным органам стран Днепровского бассейна обеспечить постоянный и действенный контроль за соблюдением требований к режиму хозяйственной деятельности в прибрежных защитных полосах и в зонах санитарного контроля источников водоснабжения в бассейне реки Днепр.
Участники Форума призывают органы местного самоуправления населенных пунктов на берегах Днепра, принять меры по немедленной ликвидации свалок бытовых и промышленных отходов в водоохраной зоне реки, пропагандировать и внедрять эко-санитарные инновационные технические решения проблем утилизации сточных вод и отходов отдельных домохозяйств и общин.
Форум приветствует инициативу по возрождению «голубых» патрулей в бассейне р. Днепр и проведению летних экологических и краеведческих экспедиций как эффективной формы воспитания и образования молодёжи бассейна реки Днепр и вовлечения подрастающих поколений в акции по охране рек и водоемов, по контролю состояния водных объектов и информированию о проблемах малых рек. Форум обращается к странам и донорам с просьбой поддержать эту идею.
Участники выражают признательность за поддержку в организации Форума ЕЭК ООН, Глобальному водному партнерству в Украине, Проекту ПРООН-ГЭФ по Днепру и организаторам: ВЭОО «МАМА-86», Днепровскому бассейновому управлению водных ресурсов, а также партнеру – WECF.
Принято 7 июля 2012г., Киев